Маленькое предисловие. Практически всем приходится использовать множество
разнообразных элементов питания - батареек и аккумуляторов. Все наизусть
помнят, что «Дюрасел работает до десяти раз дольше» и прочую рекламную игру
словами. Как обстоят дела в действительности, мало кто знает. Мне довелось
некоторое время торговать, в частности, батарейками, но уяснить, во сколько же
на самом деле раз дольше работает этот мифический заяц, это не помогло.
В итоге пришлось потратить некоторую сумму денег, вооружиться цифровыми
мультиметрами, нагрузочными резисторами и секундомером, и провести этот
нехитрый тест.
Условия теста АККУМУЛЯТОРЫ
Общие рекомендации
* На корпусе никелевых аккумуляторов часто пишут - «1000 циклов перезарядки», но никогда не пишут, сколько условий надо соблюсти, чтоб этот потенциал был реализован. Эти условия (и то не все) и изложены ниже.
* Нет «плохих» и «хороших» типов аккумуляторов - «устаревшие» никель-кадмиевые аккумуляторы бывают незаменимы, а новейшие литий-полимерные имеют целый букет недостатков.
* Именно никель-кадмиевые аккумуляторы являются рекордсменами по количеству рабочих циклов - до 4000!
* Очень распостранено мнение, что аккумуляторы надо полностью разряжать перед зарядкой. Этого нельзя делать! Старайтесь никогда не разряжать аккумуляторы «в полный ноль» - это крайне отрицательно сказывается на их работоспособности. Большинство современных плееров, фотоаппаратов, телефонов и т.д. самостоятельно контролируют процесс разрядки, и отключатся вовремя (при падении напряжения до 1 вольта для Ni-Cd и NiМh). А вот фонарик способен «убить» аккумуляторы, это касается так же старой техники, и дешевой современной - их надо отключать сразу, как аккумулятор сядет. Подробности для каждого типа см. ниже.
* По приведенной причине очень нежелательно ставить одновременно разные аккумуляторы, а так же одинаковые, но на разных стадиях зарядки. Ведь более заряженные будут принудительно разряжать менее заряженные, и могут их полностью разрядить. (Закон джунглей работает и среди аккумуляторов...)
* Штатный ток зарядки для любых распостраненных аккумуляторов - 10% их емкости. Принимая во внимание КПД процесса зарядки аккумулятора (~75%), получаем время зарядки около 14 часов. Если время меньше, то ресурс аккумулятора уменьшается (забудьте о тысяче циклов...). Хотя у литиевых аккумуляторов он снижается не так значительно, но и для них зарядка быстрее чем за час крайне нежелательна.
* Расчет времени зарядки Ni-Cd и Ni-MH аккумуляторов: умножаем зарядный ток конкретного устройства на 0,75, затем емкость аккумулятора делим на получившееся число. Итоговое значение - это время полной зарядки в часах.
Пример: ток з.у. 150мА, емкость аккумуляторов 2300 мАч, считаем:
150 * 0,75 = 112,5 - это «эффективный» ток зарядки
2300 / 112,5 = 20,44.. - заряжать в данном случае надо 20 часов
* Механические повреждения (даже небольшие вмятины) могут очень сильно уменьшать емкость, и стать причиной взрыва в случае литиевых батарей.
* Хранить аккумуляторы надо в заряженном состоянии, причем следует раз в полгода их «тренировать» - разряжать, и заряжать вновь.
* Точно так же, как полная разрядка, вредит и чрезмерный заряд - когда полностью зарядившийся аккумулятор продолжают заряжать.
* Все аккумуляторы способны давать равномерно большой ток, что делает их незаменимыми в прожорливой цифровой технике. В отличии от одноразовых батарей, прекращение работы при полной разрядке наступает резко, а не постепенно.
* Заряжать аккумуляторы лучше всего импульсным (не путать с переменным!) током.
Литий-полимерные (Li-Pol)
* Наиболее новые, наиболее дорогие и «модные».
* Главный их плюс - возможность изготовления аккумуляторов любой формы.
* У них отсутствует «эффект памяти», что очень хорошо.
* Ресурс самый маленький - в районе трехсот циклов, но технология постоянно совершенствуется.
* Имеют ограниченный срок хранения - два года. При этом неважно, эксплуатируются они, или лежат в заводской упаковке. Так что есть смысл интересоваться датой изготовления литиевых аккумуляторов - Li-Ion это тоже касается. Проблема лишь в том, что производители скромно умалчивают об этой дате...
Литий-ионные (Li-Ion)
* Признанный лидер использования в качестве штатного аккумулятора. Технология очень хорошо разработана, почти достигнут предел миниатюризации и надежности.
* Ресурс 500-600 циклов. Принимая во внимание ограниченный срок службы, больше и не надо..
* Эффект памяти отсутствует.
* Номинальное напряжение 3.6 вольта.
* В целях безопасности, следует заряжать Li-Ion только специальными зарядными устройствами. Дело в том, что существует возможность взрыва этих батарей. У меня есть опыт ожогов от калия и натрия, так что никакого желания пополнять эту коллекцию еще и литием я не имею. Фирменные аккумуляторы в сочетании с родным з.у., однако, безопасны.
* Литиевые батареи обычно содержат электронную схему, призванную предохранять ее от короткого замыкания, неправильной полярности заряда и т.д. Так же может происходить контроль температуры, ресурса, токов зарядки с разрядкой. Скоро аккумуляторы научатся материться и просить чаевые.
* Срок службы - два-три года с момента изготовления, способов его продлить вроде не существует. А вот укоротить можно.
* Рекомендуемая производителями глубина разряда - 80%. Обычно при достижении этого порога устройство, в котором используется аккумулятор, советует его зарядить.
* Обилие электронной автоматики в аккумуляторе и зарядном устройстве позволяет полностью реализовывать возможности Li-Ion батарей. Не будь автоматики, пользование ими было-бы сложным и рискованным занятием.
Hикель-кадмиевые (Ni-Cd)
* Номинальное напряжение 1,2 вольта, на свежезаряженном может быть до 1,5В.
* Самый старый, из рассматриваемых, тип. У него наименьшая удельная емкость (максимум 1000мАч для типоразмера АА), наибольший срок службы - как уже упоминалось, он может составлять несколько тысяч циклов, и наивысшая морозостойкость.
* Обладают «эффектом памяти» - если начать заряжать элемент, на котором еще остался значительный заряд, то последний не будет увеличиваться. Метод борьбы с этим явлением таков: надо раз в несколько циклов разряжать их до напряжения в один вольт, и полностью заряжать. Совсем не обязательно делать это каждый цикл. Иногда старые, и вроде уже «сдохшие», элементы, удается восстановить, повторив разрядку до 1В с последующей зарядкой четыре - пять раз.
* Зарядные устройства для этого типа обычно очень просты, и не умеют автоматически отключаться при достижении полного заряда. Ni-Cd аккумы очень чувствительны к избыточной зарядке, так что следите за временем внимательно.
* Не используйте с ними «быстрых» зарядных устройств! Быстрые - это те, что заряжают аккумуляторы за полчаса - час. Это приведет к сокращению ресурса во много раз! Кстати, в инструкциях к таким з.у. обычно пишут «только для Ni-MH аккумуляторов».
Никель-металлогидридные (Ni-MH)
* По емкости на один элемент вдвое превосходят Ni-Cd, достигая 2700мАч - а это больше, чем у лучших батарей одноразового использования.
* При покупке старайтесь сразу проверить аккумуляторы в своей технике. Дело в том, что размер аккумуляторов не очень строго стандартизован, в отличии от батареек. Производители техники стараются сделать батарейный отсек предельно компактным, а производители аккумуляторов делают свои изделия на пол миллиметра толще, стремясь достичь рекордной емкости. В отдельных случаях это приводит к тому, что аккумулятор либо не помещается в отсек, либо с огромным трудом оттуда вынимается.
* Ni-MH аккумуляторы способны очень стабильно работать при больших токах разрядки. Это свойство очень полезно, например, в фотовспышках.
* Эффект памяти выражен незначительно - если разрядку до 1В проводить раз в месяц, то этого будет достаточно. Можно и почаще, но только не каждый цикл использования - это будет отрицательно сказываться на элементе.
* Быстрые зарядки допустимы, несколько сотен циклов аккумуляторы вполне способны прожить.
* На морозе я замерзаю гораздо быстрее, чем Ni-MH, так что и морозостойкость нельзя не признать достаточной.
* Ну и цена за ампер-час - самая низкая среди аккумов.
взято с http://www.migfoto.ru/