Вторник, 23.04.2024, 19:32

| RSS







  
 
Навигация

Категории каталога
Аирсофт снаряжение и вооружение [14]
Обзоры и описания страйкбольного вооружения и снаряжения
"Процес" страйкбола [10]
Статьи про технические вопросы страйкбола, и сам процес игры
Реальная история [26]
Истории реальных войн, стран, подразделений итд.

Быстрый вход
Логин:
Пароль:

Поиск

Друзья сайта
ФотоМир.
Мини чат:

Каталог статей
Главная » Статьи » » Реальная история[ Добавить статью ]

Спец службы Палестины
Служба общей безопасности (Аль-Амн аль-Викаий)
Служба общей разведки (Мукхаббарат аль-Амма)
Военная разведка (Исткхаббарат аль-Аскария)

Смерть президента Палестинской Автономии Ясира Арафата 11 ноября 2004 года вызвала множество кардинальных изменений в палестинском движении. Арафат был избран главой Организации Освобождения Палестины, признанной арабскими странами единственной законной организацией, представляющей палестинцев, в 1969 году и оставался бесспорным лидером палестинского движения до самой смерти. Его смелость и настойчивость сочеталась с нежеланием преобразовать движение и неоперившееся палестинское государство с его огромными и недисциплинированными спецслужбами или предложить палестинцам что-то большее, чем продолжающаяся борьба против врагов в Израиле и Палестине.

Его администрация выжила в основном благодаря международной финансовой помощи, большая часть которой была потрачена на непомерно большой, фрагментированный и хаотичный аппарат безопасности, использующий методы, которые обычно ассоциируются с диктаторскими режимами.

Уничтожение аппарата палестинских спецслужб израильтянами в апреле 2002 года, ослабление административного управления, новые обязанности в секторе Газа и сокращение средств в палестинской казне заставило Арафата осознать необходимость реформ спецслужб.

Палестинские территории с 2,5 млн. населения имеют, возможно, самый высокий уровень полицейских сил и спецслужб по отношению к гражданскому населению. Палестинские спецслужбы, традиционно разделенные по политическим мотивам, на первый взгляд непонятны. У палестинцев нет армии. Но палестинские спецслужбы противостоят наиболее эффективной армии и спецслужбам в мире. Они были созданы на оккупированных территориях и должны бороться против вооруженных групп, поддерживаемых богатыми иностранными государствами, ведущими войны с Израилем по доверенности.

И ведь даже богатые государства сталкиваются с трудностями, пытаясь не увеличивать размер своих спецслужб. Весь созданный аппарат безопасности служил Арафату и отдельным политическим фракциям, но не палестинскому народу. В конце ХХ века уже 75% от общего количества спецслужб не было связано с выполнением задач, находящихся в правовом поле. Их победы над главным врагом -- Израилем были малозначительными, при этом они использовались даже для запугивания своих журналистов.

Ясир Арафат никогда не прекращал борьбы, несмотря на его явную готовность участвовать в переговорах. Последняя часть его похорон в Палестине была отражением хаоса, который он оставлял. Когда Арафат ушел, и палестинским избирателям позволили сделать выбор, они проголосовали за его более милитаризованного, лучше организованного и менее коррумпированного палестинского оппонента.

Краткая история Палестинских спецслужб

В 1959 году Фарук Каддими (Farouk Qaddumi) сформировал первую палестинскую разведку (Ras-al-Amman) в Организации освобождения Палестины. В 1967 Ясир Арафат заменил Каддими на Салеха Халафа (Salah Khalaf) и приказал создать новый орган безопасности, который должен был бороться с проникновением израильских агентов и собственными непокорными членами.

Организация, которую назвали Службой наблюдения (Jihaz al-Razd), вскоре печально прославилась своими зверскими методами борьбы с диссидентами внутри движения ФАТХ. Но их успехи в борьбе с Израилем были небольшими. А Ясир Арафат и его сторонники становились мишенями более радикальных палестинских движений чаще, чем израильских спецслужб.

Этот конфликт между радикальными и прагматичными элементами в палестинском обществе никогда не прекращался, поскольку существует фундаментальное расхождение между теми, кто считает, что государство Израиль должно быть уничтожено и теми, кто готов принять его существование по тактическим соображениям. Изгнанная из Иордании, а затем из Ливана в середине 80-х Организация Освобождения Палестины была плохо управляемой, коррумпированной и медленно теряла силу.

Новые палестинские спецслужбы были одобрены в Осло соглашениями августа 1993 года, целью которых было прекратить конфликт, длящийся десятилетия, и признание израильтянами и палестинцами взаимных законных и политических прав, и Каирские соглашения 1994 года, регламентирующие порядок в секторе Газа и Иерихоне.

Соглашения в Осло 1994 года установили лидерство за Службой Общей безопасности, известной также как Палестинской управление полицейскими силами. Служба общей безопасности появилась в мае 1994 года. В соответствии с соглашениями она отвечала только за безопасность на территории и должна была контролироваться властями ПНА. Ее верховным руководителем был президент автономии.

Постепенно аппарат палестинских спецслужб превысил лимиты, определенные соглашениями.

Служба общей безопасности (GSS) координировала работу 10 служб:

1. Национальные силы безопасности (Quwat al-Amn al Watani). 14 000 человек. Они отвечали за внутреннюю безопасность. Силы принимали участие в совместных израильско-палестинских патрулях, которые вызвали волну критики более радикальных палестинских организаций.
2. Гражданская полиция (al-Shurta Madaniyya). 10 000 офицеров на Западном берегу и в Газе. 700 спецназовцев.
3. Служба превентивной безопасности (Al-Amn al-Wiqai). Штат из 5 000 человек, которые носят гражданскую одежду, был официально включен в Службу общей разведки. Службой на Западном берегу командовал Джибриль Раджуб, в секторе Газа - полковник Мохаммед Дахлян.
4. Служба общей разведки (Mukhabarat Al-Amma). 3 000 офицеров. Уполномочена проводить операции как на палестинских территориях, так и за их пределами, связана с другими разведорганизациями.
5. Военная разведка (Istkhabbarat al-Askariya) в основном занималась противодействием радикальной палестинской оппозиции. Похоже на орган контрразведки внутри других спецслужб. Эта служба не упоминалась в соглашениях в Осло. Одно из ее наиболее необычных подразделений располагалось в 1980 году в Алжире, где выявляло, кто из палестинцев - бывших узников израильских тюрем, мог сотрудничать с израильтянами.
6. Военная полиция (Shurta al-Askariya). Зона ответственности - обеспечение безопасности первым лицам ПНА, а также контроль за тюрьмами и усиление запросов военной разведки в других спецслужбах.
7. Береговая охрана (Shurta Bahaiyya). Развернута в секторе Газа, около 1 000 офицеров.
8. Воздушная полиция (Shurta al-Jawiya). Отвечает за управление и обслуживание вертолетов ПНА, которыми пользуются палестинские чиновники.
9.Поисково-спасательная служба (al-Daifa al-Madani), включая пожарные части.
10. Местная гвардия (al-Amn al-Muhafza) – небольшое подразделение, поддерживающее отдельных губернаторов и их штат.

Ясир Арафат также имел две дополнительные организации, подотчетные ему персонально:

11. Специальные силы безопасности (Al-Amn al-Khas). Созданы в январе 1995 года. Небольшие по численности силы были специальным органом внутри других спецслужб, особенно близкие Арафату.
12. Президентская служба безопасности (аl-Amn al-Riasah). К моменту смерти Арафата в нее входило около 3 000 офицеров, большинство из которых принадлежало Force 17, подразделению президентской гвардии. Официально "Force 17" были распущены, когда Арафат вернулся из изгнания в результате соглашений в Осло. Но источники внутри утверждают, что оно существует до сих пор.

Каирские соглашения ограничили численность палестинских спецслужб 9 000 человек. Эта цифра выросла до 30 000 в соответствии с внутренним соглашением Осло II, подписанным в сентябре 1995 года. В конце прошлого века общее количество сотрудников палестинских спецслужб превысило оговоренные пределы на 5 000 -- 20 000 человек.

Уже с самого начала аппарат спецслужб Ясира Арафата был большим, плохо оплачиваемым, слабо организованным, не всегда надежным в политическом отношении и нашпигованным израильскими агентами и агентами разведок арабских стран. Также существовали трения между теми, кто вернулся вместе с Арафатом из изгнания и теми, кто постоянно жил на оккупированных территориях и сопротивлялся израильским спецслужбам и армии.

Реформы

Израильтяне практически полностью уничтожили спецслужбы на Западном берегу в апреле 2002 года, когда израильская армия провела операцию в штаб-квартире Службы превентивной безопасности в Батунии, что недалеко от Рамаллы. Они захватили и отправили в тюрьмы около 200 человек, включая Абу-Ауада (Abu-Awwad), командира элитного подразделения Force 17 в Рамалле и еще нескольких руководителей палестинских спецслужб. Большинство узников, захваченных израильской армией, были боевиками из ХАМАС и других военизированных организаций, перед этим задержанных Службой превентивной безопасности.

Израильтяне были бы рады не рекламировать свои успехи, как и американцы, которые, организовав перемирие, сохранили жизни многим чиновникам спецслужб и уменьшили унижение Ясира Арафата. Палестинцы очень хотели преуменьшить масштаб разрушения собственных спецслужб.

Наибольшей политической жертвой захвата в Батунии был ближайший союзник Арафата бригадный генерал Джибриль Раджуб, командир Службы превентивной безопасности, который вел переговоры о выдаче своих подчиненных, но сам не был арестован израильтянами. ХАМАС обвинил его в передаче израильтянам 200 человек, оказавшихся в заключении в штаб-квартире спецслужбы, и ответственным за пытки их бойцов и передачу их досье израильским спецслужбам. Он был временно отстранен Арафатом в мае 2002 года и прибыл в Каир без охраны и без какой-либо специальной миссии. Другие палестинские источники указывают, что Раджуб был направлен Ясиром Арафатом для переговоров с руководителями разведок Иордании и Египта, Саидом Хъяром и Омаром Сулейманом, и генеральным секретарем Лиги Арабских государств Амром Мусой. ХАМАС продолжил обвинять его в предательстве в Батунии, добавив, что в 1997 году он передал ячейку "Бригад Аль-Кассама", военизированного крыла ХАМАС, Израилю.

Тур Джибриля Раджуба в Египет, возможно, помог ему избежать покушения, но его карьера в качестве главы спецслужбы закончилась. В июле Арафат заменил его бригадным генералом Зухаяром Манаширахом (Zuhayr Manasirah).

Бывшие подчиненные Раджуба обращались к Арафату с просьбой восстановить его в должности. Руководство спецслужбы в течение трех часов упрашивало Арафата изменить решение и отказывались работать под началом нового руководителя. В результате Раджуб стал советником по безопасности Арафата.

В июле 2002 года Служба превентивной безопасности, полиция и гражданская оборона были введены в состав Министерства Внутренних дел. Службу превентивной безопасности переименовали в Службу внутренней безопасности, а службы на Западном берегу и секторе Газа должны были быть слиты.

Шеф Службы общей разведки на Западном берегу бригадный генерал Тауфик аль-Тирауи (Tawfiq al-Tirawi), описал в августе 2002 года основные элементы системы палестинских спецслужб.

Министерству внутренних дел подчиняются:

Агентство превентивной безопасности, которое отвечает только за внутреннюю безопасность
Гражданская полиция
Дорожная полиция
Гражданская оборона

Служба национальной безопасности контролирует Военную разведку. А Служба общей безопасности – это в основном безопасность и подразделения, занимающиеся контрразведкой, включая внешнюю контрразведку (под юрисдкцией президента). Президентская гвардия также находится под президентской юрисдикцией.

Наиболее недооцененный премьер-министр ПНА Ахмад Куреи был первым палестинским чиновником, который публично заявил, что некоторые спецслужбы должны быть объединены. В ноябре 2003 года Куреи представил свой план унификации спецслужб в течение месяца под руководством Совета по национальной безопасности. Но это не вызвало большого энтузиазма в президентской администрации.

В январе 2004 правительство и Совет по национальной безопасности принял план реформ, которые включали создание двух структур по координации секретных операций. Арафат не мог больше игнорировать необходимость реформ.

В феврале 2004 года Арафат провел встречу с бывшим руководителем служб безопасности в секторе Газа Мохаммедом Дахляном. Безжалостный, но эффективный Дахлян мог быть очень полезен на этой территории, учитывая, что израильтяне собирались ее покинуть в 2005 году.

В марте 2004 года генерал-майор Абд-аль-Разик (Abd-al-Raziq), директор Службы общественной безопасности в секторе Газа подтвердил формирование двух оперативных центров по проблемам внутренней безопасности на территории. Первый должен был заниматься проблемами внутренней безопасности и включал полицию, Службу превентивной безопасности и Службу общей разведки. Второй центр должен был «остановить насилие», которое наносило урон стабильности и было укомлектовано сотрудниками Службы национальной безопасности, а также людьми из военной и морской разведки.

Под давлением США и главного посредника - главы египетской разведслужбы генерала Омара Сулеймана (Umar Sulayman) – президент Арафат решил 17 июля 2004 года объединить спецслужбы в три агентства: полицию, общественную безопасность и общую разведку.

Дебаты вокруг реформы секретных служб были, по всей видимости, очень горячими, поскольку за день до принятия окончательного решения глава Службы превентивной безопасности в Газе Рашид абу-Шибак (Rashid Abu-Shibak) и директор палестинской Службы общей разведки Амин аль-Хинди (Amin al-Hindi) подали в отставку. Если бы оба генерала ушли бы в отставку, как они и заявляли, в протест против хаоса и палестинские власти пошли бы им навстречу, то для этого они выбрали очень неудачное время, тем более что сами были виноваты частично в создавшемся хаосе.

Арафат не принял их отставки. Настоящей причиной этого восстания стал, скорее всего, список 70 палестинских чиновников, вовлеченных в коррупцию, представленный Арафату главой египетской разведслужбы во время их встречи в июне 2004 года. Список сопровождался требованиями Евросоюза, США и Израиля лишить должностей упомянутых в списке чиновников. Государства-доноры особенно были обеспокоены тем, что эти люди растратили средства, предназначенные палестинцам на собственные нужды.

В то же время, когда обсуждался уход Израиля из сектора Газа, и ПНА зависела все больше от иностранной помощи, Ясир Арафат не стал игнорировать эти обвинения, хотя должен был знать, что некоторые его ближайшие соратники более толерантны к коррупции, или сами вовлечены в нее.

Многие чиновники вокруг Арафата, особенно те, кто нецелевым образом использовал иностранную помощь, расценили требования отстранения этих 70 чиновников как заговор Израиля и США.

Фрагментированная и неэффективная система спецслужб имела множество сторонников. Руководители разных служб были сами себе хозяева и Арафат нуждался в них, потому что 13 независимых групп в Газе противостояли ПНА. Арафат спокойно относился к плохой управляемости, пока это не угрожало его собственному положению.

Многие чиновники ниже рангом получали зарплаты, не выполняя профессиональных обязанностей спецслужб. Их главной задачей было защищать лидеров ФАТХ и осуществлять часто противоречивую политику по отношению к вооруженным группам, что они делали часто неоправданно зверскими методами. Оперативники низкого ранга исчезали на время, утверждая, что потенциальные цели для израильской разведки должны оставаться невидимыми и не выполняли никаких обязанностей.

Наибольшим препятствием для реформ была нехватка политической воли у палестинских лидеров. Другой проблемой были деньги. Маджди аль-Халиди (Majda al-Khalidi), представитель МИД ПНА объявил, что ПНА запросила у США 400 млн. долл на реформирование спецслужб, но они ожидают получить только 200 млн в 2005 году.

Реформы спецслужб были приостановлены в 2005 году, хотя 27 ноября 2004 года полковник Рашид абу-Шибак (Rashid Abu-Shibak), глава Службы превентивной безопасности в Газе, объявил, что Управление безопасности и защиты этой спецслужбы, которое некоторые называли «эскадроном смерти», должно быть распущено, а его сотрудники направлены в другие управления.

Под домашним арестом Арафат не был способен реформировать спецслужбы. Когда он умер 11 ноября 2004 года, международное давление на новое палестинское руководство привело к реформам и росту численности спецслужб. 17 января 2005 года президент Абу Аббас приказал палестинским спецслужбам прекратить вооруженные атаки на Израиль. В это же время Аббас попросил спецслужбы включить в их состав людей из «Бригад мучеников Аль-Аксы». Таким образом радикальная группировка, относящаяся к ФАТХ, был «куплена» президентом, укрепляющим основы безопасности.

Аббас таким начал осуществлять старый план Ясира Арафата, представленный им в июне 2004 года, который пытался «ассимилировать» 450 бойцов из «Бригад мучеников Аль-Аксы». План Арафата мешал радикальным настроенным членам этой организации.

31 июля 2004 года бойцы из «Бригад мучеников Аль-Аксы» ворвались в штаб-квартиру Службы общей разведки в Дженине и сожгли ее дотла. Группой руководил командир «бригад» Закайя аль-Зубайди (Zakaiya al-Zubaydi), который обвинил политических лидеров Палестины в том, что его подчиненных и членов других движений поставили под надзор.

Вооруженные боевики в масках также подожгли штаб-квартиру губенатора Дженина Обудурахха Мусы (Qaddurah Musa). Ассимиляция «Бригад мучеников Аль-Аксы» последовала через две недели после того, как палестинский кабинет решил отправить на пенсию 1067 сотрудников служб безопасности.

Президент Аббас решил реформировать свои агентства по безопасности 13 апреля 2005 года после серии встреч с премьером Ахмедом Куреи, министром внутренних дел генерал-майором Насром Юсуфом (Nasr Yusuf) и руководителями агентств в президентской штаб-квартире. План был таков:

1. Все агентства по безопасности должны быть преобразованы в три службы и прикреплены к реформированному Министерству внутренних дел и национальной безопасности.

Это министерство отвечало за:

• Службу национальной безопасности с различными подразделениями
• полицию
• Службу превентивной безопасности
• Службу общей разведки (GIS), которая должна быть связана с министерством

2. Агентства национальной безопасности и превентивной безопасности должны были представить поименный список сотрудников, исполняющих обязанности, для того, чтобы оценить точную их численность и необходимость вербовки новых членов.

3. Контакты с иностранными партиями должны осуществляться только Министерством внутренних дел или через Службу национальной безопасности. Руководителям и членам агентств запрещено иметь любые контакты с иностранными партиями без предварительного разрешения. Этот новый закон создавался для того, чтобы прекратить сделки руководителей структур безопасности и их подчиненных с иностранными политиками, чиновниками и подрядчиками, которые всегда рады продать обмундирование или технику.

Все это должно было осуществляться централизовано через МВД и по согласованию с президентской администрацией.

4. Force 17 должны были продолжить выполнять свои обязанности, определенные президентом. Подразделение прикреплялось к Силам национальной безопасности в Газе и больше не относилось к Президентской гвардии.

Бригадный генерал Джибриль Раджуб, советник по нацбезопасности палестинского президента подтвердил, что это «новое решение, в принципе старое» и что Аббас обновил решение Арафата. Министр внутренних дел уполномочивался объединить агентства по безопасности, решение, о котором Аббас и его сторонники пожалели, когда ХАМАС победил на выборах спустя всего несколько месяцев.

Джибриль Раджуб сообщил в апреле 2005 года, что Служба национальной безопасности должна стать ядром для будущей армии Палестины. Служба общей разведки и Министерство внутренних дел должно было играть главную роль в обеспечении законности и общественного порядка.

Необычное решение включить разведслужбу в систему поддержания общественного порядка должна была дать президенту мощный инструмент, который можно использовать против палестинских боевиков, рассеянных по всему миру. Президенту было остро необходимо контролировать разведслужбу, потому что по новым правилам контроль за спецслужбами со стороны президента ослаблялся. Весной 2005 года Министр Внутренней и национальной безопасности генерал-майор Наср Юсуф посетил Каир. 12 мая 2005 года его принял генерал-майор Омар Сулейман и другие египетские чиновники. Он пообещал помощь в реформировании палестинских спецслужб и поддержку в обучении персонала в Египте. Генерал Юсуф вернулся домой через два дня и неназванные палестинские источники сообщили, что реформы должны начаться через несколько недель.

2 июня 2005 года десятки сотрудников военной разведки организовали акцию протеста в Газе, во время которой стреляли в воздух. Они протестовали против вливания Военной полиции в Службу безопасности, а не в Военную разведку. Они прекратили протест через два июня после того, как получили общения, что сотрудники Разведывательной и военной полиции смогут самостоятельно выбрать ту структуру, в которой будут служить.

Кроме того, президент Аббас столкнулся с трудностями, которых не ожидал. Фарук аль-Каддими, «отец» палестинских спецслужб, базирующийся в Тунисе, отстранил в августе 2005 года все 2500 сотрудников Службы превентивной безопасности, когда руководителя его администрации Сулеймана аль-Фарраха арестовали по приказу палестинского руководства.

Рашид абу-Шибак, шеф этой спецслужбы в секторе Газа, заявил, что аль-Каддими не имеет права принимать такое решение.

Муса Арафат, родственник Ясира Арафата и советник по национальной безопасности президента Аббаса и бывший глава Военной разведки ПНА, был убит 7 сентября 2005 года группой из примерно 100 вооруженных мужчин. Его сын Нимир был похищен. Муса Арафат имел множество врагов среди разных фракций палестинского движения.

ХАМАС обвинил Мусу Арафата в убийстве представителя ХАМАС в перестрелке 17 марта 2004 года, когда группа его подчиненных пыталась разоружить боевиков ХАМАС.

Убийство Мусы Арафата показало неэффективность палестинских властей. В ноябре 2005 года полковника Махира Фариса (Mahir Faris), главу военной разведки в Наблусе, сместили приказом президента Махмуда Аббаса. Он публично обвинил министра внутренних дел Насра Юсуфа в гибели Мусы Арафата.

Изменения ХАМАС

В январе 2006 года большинство в Палестинском парламенте получил ХАМАС: 74 места из 132 в Законодательном Совете, в то время как ФАТХ досталось только 45.

Движение ХАМАС (Harakat al-Muqawama al-Islamya – Движение исламского сопротивления), основанное 14 декабря 1987 года спустя пять дней с начала Интифады, извлекло выгоду из падения популярности Ясира Арафата на международной арене.

Хартия ХАМАС от 18 августа 1988 года так сформулировала свои цели:

1. Освобождение Палестины и создание исламского государства.
2. Отказ от западного присутствия в мусульманских странах.
3. Противостояние вестернизации и секуляризации арабского общества.
4. Стать единственным представителем палестинцев.

В 1988 году движение ХАМАС стало выполнять роль Совета по национальной безопасности Палестины, но никогда не прекращало деятельности против ФАТХ. Вооруженное противостояние с ХАМАС происходило в Наблусе в июне 1991 года и в Газе в июле 1992. В начале века ХАМАС обзавелся и политическими, и военизированными подразделениями.

Последние делятся на две части:

1. "Бригады Иззеддина аль-Кассама" ( Izz al-Din al-Qassam) основанные в 1991 году Закарием Валидом Акелем (Zachari Walid Akel), ответственные за проведение военных акций в секторе Газа. В начале 2000-х в организации состояло около 3000 человек.

2. Джихаз Амн (Jihaz Aman) – организация, ответственная за внутреннюю безопасность. Выполняет также функции религиозной полиции в самом движении ХАМАС.

Спонсируемый несколькими исламскими государствами и частными лицами, ХАМАС организовал по меньшей мере 38 атак против Израиля, большинство из которых осуществили смертники.

ХАМАС стал набирать популярность как бескомпромиссное и некоррумпированное движение. В глазах многих сторонников ХАМАС Арафат выглядел как коррумпированный человек, расположенный к сотрудничеству с главным врагом, Израилем.

ХАМАС подвергал сомнению эффективность спецслужб Палестины и обвинял их в предательстве участников сопротивления. ХАМАС стал врагом №2 для ФАТХ. В середине 2002 года спецслужбы Палестины начали кампанию против ХАМАС, арестовав их членов и людей из «Исламского джихада» в Газе. Кроме того, ХАМАС всегда отказывался сотрудничать с Египтом и Иорданией, заявляя, что те представляют американские, а через них и израильские интересы. В сентябре 2002 года ХАМАС отверг предложения войти в арабскую команду спецслужб, включающую иорданских, египетских и саудовских экспертов под американским руководством, с целью реформировать спецслужбы.

Участие США в реформировании органов безопасности, находившихся под контролем ФАТХ, и назначение генерала Вильяма Варда в начале 2005 года руководителем международной команды, которую назвали Рабочей группой по сектору безопасности (Security Sector Working Group – SSWG), в которую входили британские, канадские и австралийские специалисты, работавшие над реформированием силовых стуктур Палестины, должны были подтвердить худшие подозрения ХАМАС.

ХАМАС не собирался признавать Израиль, а также реформировать Палестинскую Администрацию, особенно в части спецслужб. За 12 лет ХАМАС не получил от ФАТХ ни одной какой-либо серьезной позиции в спецслужбах. Сразу после выборов лидер ХАМАС Исмаил Хания сменил министра внутренних дел и безопасности, а также командующего полицией, который заявил, что все службы безопасности теперь подчиняются президенту.

Когда спрашивали, будет ли командование «Бригадами мучеников Иззеддина аль-Кассама», военизированного крыла ХАМАС, теперь руководить спецслужбами, он избегал ответа.

Президент Аббас провел две встречи с ХАМАС (в Газе и в Дамаске), но достигнуто было немного.

20 января 2006 года Аббас представил полковника Рашида Абу-Шибака (Rashid Abu-Shibak), как директора Агентства по национальной безопасности, отвечающего за полицию, а также службы Превентивной безопасности и Гражданской обороны. Ранее он занимал должность генерального директора Превентивной службы безопасности.

Лидеры ХАМАС были готовы изменить политический дисбаланс в спецслужбах. Даже до победы на выборах Исмаила Хании политический лидер ХАМАС в Газе говорил, что «регистрация бойцов в спецслужбах была преждевременным решением». На самом деле их беспокоило количество членов ФАТХ, рекрутированных в палестинские спецслужбы накануне выборов.

По финансовой отчетности Министерства финансов ПА и Военно-контрольного департамента, с 1 марта 2005 года по 12 февраля 2006 их количество выросло до 19 000 человек. Палестинский депутат Мустафа Баргути заявил, что «численность спецслужб увеличилось на 40% за последние годы в результате неконтролируемых назначений с 57 000 до 81 000 человек в 2006 году».

ХАМАС пришел к власти 25 января 2006 года. Израиль сразу прекратил налоговые перечисления, а страны-доноры прекратили финансовую помощь. 165 000 палестинских госслужащих, включая штат спецслужб, потеряли заработок. Между тем, только Евросоюз перечислял 600 млн. долл палестинской администрации. ХАМАС досталась пустая казна и долг 1,7 млрд. долл. ПНА требовалось 150-170 млн. в месяц, из которых около 115 млн. уходило на заработную плату.

Спецслужбы и армейские подразделения, состоящие в основном из членов ФАТХ, имели все причины опасаться победы ХАМАС. Последние обвиняли ФАТХ в убийстве и пытках их бойцов, коррупции и коллаборационизме с Израилем.

В марте 2006 года «Бригады мучеников Аль-Аксы» выпустили заявление, угрожающее казнью трем лидерам ХАМАС.

Палестинский министр внутренних дел Шейх Саид Сиям заявил, что он намерен восстановить дисциплину и что ХАМАС не будет мстить персоналу спецслужб за их прошлые операции против ХАМАС. Сиям сказал, что спецслужбы останутся под юрисдикцией президента Аббаса. Служба национальной безопасности, полиция и Служба превентивной безопасности должна находиться под юрисдикцией министра внутренних дел и премьер-министра. Аббас по-прежнему сохранял контроль над Службой национальной безопасности.

20 апреля 2006 года правительство ХАМАС назначило Джемаля абу Самхадана, командира Комитетов народного сопротивления, генеральным инспектором в министерстве, что разозлило Аббаса и ФАТХ. На следующий день Аббас выпустил приказ, отменяющий назначение. Джемаля абу Самхадана израильяне обвиняли в организации нескольких атак, ранее по этому поводу на него было организовано два покушения. Но он все равно остался на своем посту.

ХАМАС тоже решил реформировать свои спецслужбы 20 апреля 2006 года. Министр внутренних дел Саид Сиям учредил специальную исполнительную службу безопасности (special executive security service), которую немедленно аннулировал Аббас. Халед абу-Хиляль, пресс-секретарь министерства внутренних дел и национальной безопасности, контролируемого ХАМАС, заявил на это, что министерство не получало решения президента. Письмо от президента Аббаса было получено премьер-министром, который не передал его в министерство.

Новые executive force были официально образованы 17 мая 2006 года в Газе. Эти силы состояли в основном из участников «Бригад мучеников Иззеддина аль-Кассама» и «Бригад аль-Насира Салах-ад-Дина (Al-Nasir Salah-al-Din Brigades) и численность оценивалась примерно в 3000 бойцов. В новые силы также вошло 530 человек из «Комитетов народного сопротивления», которых обвиняли в убийстве генерала Мусы Арафата. Администрация президента осудила создание новых сил МВД.

Новые подразделения в качестве символики использовали эмблему «Бригад мучеников Иззеддина аль-Кассама». С выборов и до середины мая 2006 года спецслужбы ХАМАС увеличивались, конкурируя с официальными палестинскими службами, по-прежнему контролируемыми ФАТХ.

Превосходяшие силы ФАТХ столкнулись с проблемами управления, неопределенности и денег. В секторе Газа после вывода израильских сил ХАМАС занял их тренировочные базы. В свою очередь не было похоже, что ХАМАС испытывает финансовые проблемы в оснащении новых сил. Согласно неназванным источникам, ХАМАС закупил большое количество боеприпасов в секторе Газа на сумму 250 000 долл. Опасаясь новых спецслужб, Израиль разрешил Аббасу усилить собственные силы безопасности. Планировалось увеличить силы безопасности президента с 2 500 до 3 500 человек.

В июле 2006 года министр МВД Саид Сиям проинструктировал палестинские силы безопасности, чтобы они приняли участие в сопротивлении против «израильской оккупации», что означало почти объявление войны. Президента Аббаса не поставили в известность об этом. На этом фоне утверждения премьер-министр Исмаила Хании в январе 2006 года, что ХАМАС ограничит свое сопротивление «в границах Палестины», вызвали вопросы, где эти границы, по его мнению, находятся.

Обучение и тренировки

Обучение палестинских органов безопасности всегда было проблемой. Недостаток денег, постоянные перемещения, система протекции внутри, хаотичность.

Государства, поддерживающие Организацию освобождения Палестины, всегда были рады использовать ее в войне против Израиля, но не готовы к обучению персонала в течение длительного времени в своих военных школах и в гражданских ВУЗах. Палестинские лидеры хотели, чтобы сотрудники спецслужб защищали их, контролировали партизанские акции против врагов и держали собственных военных и жаждущих власти чиновников под контролем.

Но долгие «творческие отпуска» для обучения были не приемлемы и только членам элитных подразделений предлагали пройти короткие интенсивные курсы за границей, обычно в Египте, Иордании, Саудовской Аравии и странах Варшавского договора.

Не имея подготовки для работы на правительство, особенно в сфере безопасности, ни одно палестинское подразделение в 90-е или десятилетие спустя не было готово работать как часть государственной машины. В июле 2005 года Тауфик аль-Тирави, заместитель шефа Службы общей разведки заявил, что 70% персонала спецслужб нуждаются в политическом и специальном образовании и лидеры Палестины осознают неудовлетворительную ситуацию в этой сфере. Он также сообщил, что власти намерены открыть Академию безопасности, способную обучить 300 офицеров за полгода.

Администрация палестинской автономии организовала гражданские курсы «для национальных кадров и служащих» в штаб-квартире Службы общей разведки в Газе. Палестинская делегация разведслужб и служб безопасности посетила Боснию и Герцеговину в марте 2006 года, чтобы ознакомиться с работой Агентства расследований и защиты.

Необъявленная война

Борьба между разными палестинскими политическими группами была и задолго до прихода к власти ХАМАС, и список жертв со всех сторон очень длинный, а список также взаимных обвинений. Только в феврале 2006 года ХАМАС обвинил генерала разведслужбы в подготовке убийства Халеда Машаля, располагающегося в Дамаске, главы политбюро ХАМАС. Замдиректора Службы общей разведки Тауфик аль-Тирави отверг все обвинения.

В сентябре 2006 года депутат Шами-аль-Шами, представляющий ФАТХ в Совете законодателей, заявил, что с мая 2006 года, когда в секторе Газа были созданы «executive force» при МВД, более 50 бойцов из ФАТХ и спецслужб были убиты.

Бунт против ПНА произошел в здании Палестинского Совета министерств 12 мая 2006 года, в тот же день произошел поджог здания Палестинского законодательного Совета в Рамалле. 20 мая Тарик аль-Раджуб, глава Службы общей разведки в Газе, пострадал от взрыва в его штаб-квартире. На следующий день 70-килограммовую бомбу обнаружили на пути следования на работу директора Внутренней безопасности и главы PSS бригадного генерала Рашида абу-Шибака. ФАТХ обвинил в этом ХАМАС, тот переадресовал обвинения обратно, а расследование так не нашло виновных в убийстве.

10 июня конвой генерала абу-Шибака обстреляли в центре Газы. Троих ранило. В ответ группа, подерживающая ФАТХ - «Эскадроны смерти немедленного ответа», выдвинуло угрозы ХАМАС.

В нарастающей атмосфере насилия Палестинский законодательный Совет и Комитет по безопасности на встрече 17 июня 2006 года обсуждали исполнительную власть и трения вокруг нее на контролируемых территориях. Члены Палестинского законодательного совета хотели отменить требование открытой процедуры при назначениях, поскольку все они были переданы органам, контролируемым ФАТХ. Члены Палестинского законодательного совета утверждали, что за «последнее» время произошло 64 атаки против правительственных учреждений и с 1 по 31 мая 10 человек погибли, а 72 было ранено. Казалось, что встреча подтвердила готовность президента Аббаса принять юрисдикцию МВД над всеми спецслужбами. Новые «executive force» МВД должны были покинуть улицы после того, как Аббас согласился влить их в силы безопасности ПНА, хоть в какой-то мере им контролируемые.

Несколько офицеров безопасности и их родственники были убиты или ранены в следующие несколько месяцев. Но спецслужбы так и не смогли выполнить своих первоочередных задач. В августе, например, премьер Исмаил Хания сообщил, что израильские спецслужбы пытались отравить его с помощью письма с ядом, а результате умерло семь человек из его окружения.

Также в августе после встречи Саида Саяма, министра МВД и национальной безопасности, и шефа Службы внутренней безопасности бригадного генерала Абу-Шибака было принято решение восстановить законность и порядок на палестинских территориях и задействовать центр по проведению совместных операциий в сфере безопасности. Но это не дало значительных улучшений.

15 сентября 2006 года организация, называющая себя «Tanzim Qaidat al-Jihad Fi Falastin» (организация Аль-Каиды в Палестине) убила бригадного генерала Джихада аль-Таяха, отвечающего за внутренние связи в Службе общей разведки, и его 4 охранников. Их убили днем в 180 метрах от дома палестинского премьер-министра. Убийство было представлено как часть противостояния между ФАТХ и ХАМАС.

Охранников аль-Таяха добили контрольными выстрелами. Убийцы обвинили его в том, что он «руководил сионистско-американским заговором» и, будучи неверным, пытался рекрутировать палестинских студентов за границей.

Глава Службы общей разведки на Западном берегу Тауфик аль-Тирави обвинил МВД в убийстве и смутной обстановке в секторе Газа. Члены «executive force» ХАМАС вступили в открытое противостояние с силами безопасности ФАТХ 30 сентября 2006 года в се

Источник:

Всего комментариев: 0

2008